2017 Русский перевод третьего издания книги Кристианы Пол, подробно освещающей историю, основные формы и темы искусства новых медиа. Искусство, связанное с цифровыми технологиями, распадается на множество жанров и принимает самые разные формы, отсюда некоторая путаница в определении самого понятия «медиаискусство»: эта дефиниция объединяет цифровое искусство, нет-арт, диджитал-арт, компьютерные игры, виртуальные и гибридные реальности и многое другое. Не стремясь унифицировать эту гетерогенную и продолжающую активно расширяться область, Кристиана Пол описывает ее эволюцию и подробно останавливается на формах и темах, свойственных искусству данного типа. Характерной чертой медиаискусства — в противоположность материальным объектам — является принцип «контролируемой произвольности», позволяющий бесконечно комбинировать и перегруппировывать информацию (в том числе визуальную). Этот метод использовали еще Марсель Дюшан и дадаисты, участники движения Flucsus и концептуальные художники, а также композиторы — Джон Кейдж Стив Райх, Терри Райли и Филип Гласс. Однако именно в последние два-три десятилетия благодаря технологическому буму и распространению интернета «контролируемая произвольность» стала одним из основополагающих алгоритмов культуры. Цифровые технологии перестали быть «спецэффектами» — они стали выразительными средствами новых жанров. Блог, вебсайт, компьютерная игра или квест в гиперреальности выступают в качестве самостоятельных артефактов, а наряду с активизмом появился хактивизм — деятельность, целиком опосредованная цифровыми носителями. Задает ли такое искусство вопросы? Сообщает ли новые смыслы? Можно ли выставлять его в музеях — или же требуются принципиально иные площадки? Как коллекционировать произведения, лишенные устойчивой материальной формы? Эти и подобные темы освещаются в книге, снабженной также перечнями основных медиахудожников, фестивалей и институций, связанных с эстетикой компьютерной эры.