Фото и кино

2015
Статьи Брика о фотографии и кинематографе, написанные в 1920–1930-х годах, представляют в первую очередь исторический интерес: в них отражены актуальные для того времени темы борьбы новых, индустриальных медиа (фотографии и кинематографа) против старых, ремесленных (живопись), споры о месте искусства в молодом советском государстве, развитии новых технических средств.
В сборнике собраны статьи, посвященные искусству фотографии, кинематографии и театру, опубликованные в 1923–34 годах в журналах «Новый ЛЕФ», «Советское фото», «Советское кино», «Советский экран», «Зрелища» и в газете «Кино». Осип Брик пишет здесь не только о своих соотечественниках, например об Александре Родченко и Дзиге Вертове, но и о западном искусстве, которое он мог видеть во время зарубежных поездок, в частности о сценографии Фернана Леже, немецком театре, американском кинематографе.
Статьи Брика представляют в первую очередь исторический интерес: в них отражены актуальные для 1920-х годов темы борьбы новых, индустриальных медиа (фотографии и кинематографа) против старых, ремесленных (живопись), споры о месте искусства в молодом советском государстве, развитии новых технических средств. Читая эти тексты, важно помнить о времени их создания: кинематограф тогда еще был немым, и именно в этом контексте стоит воспринимать противопоставление жанров кинодрамы и кинокомедии, на котором настаивает Брик. Только обращая внимание на даты можно заметить, что Брик одним из первых подчеркивал независимое значение фотомонтажа (статья «Фотомонтаж»), когда Александр Родченко был еще малоизвестным мастером.
В полном соответствии с духом того времени Брик пишет о взаимовлиянии и борьбе «новых» и «старых» видов искусства и художественных средств в статьях «От картины к фото», «Фото и кино», «Кино в театре Мейерхольда».