1969 V том «Мастеров искусства об искусстве» охватывает последнюю четверть XIX и начало XX века. Развитие искусства этого периода отличалось противоречивостью в понимании роли искусства в общественной жизни и его задач, отсутствием единой стилистической концепции, резкими колебаниями между рационализмом и иррационализмом, сменой большого числа художественных направлений, столкновениями различных по социальной направленности и творческим установкам групп, ограничивавших свои поиски чисто формальными проблемами, и групп, искавших выхода из кризиса художественной культуры капитализма путем более глубокой постановки общей проблематики художественного творчества. Первая книга посвящена искусству Франции, Бельгии и Голландии, в нее вошли высказывания импрессионистов и близко к ним стоящих художников, а также представителей последующих направлений в искусстве, кончая фовизмом, кубизмом, то есть тех течений, которые сформировались до первой мировой войны. При этом даны высказывания только тех художников, творческий путь которых в настоящее время уже завершен. Редколлегия считала необходимым сделать исключение для Пабло Пикассо и Андре Дюнуайе де Сегонзака, как старейших художников Франции, сыгравших большую роль в искусстве XX века. Среди авторов также Эдуард Мане, Эдгар Дега, Камиль Писсаро, Клод Моне, Альфред Сислей, Огюст Ренуар, Поль Сезанн, Поль Гоген, Одилон Редон, Морис Дени, Поль Синьяк, Анри Матисс, Жорж Руо, Морис Вламинк, Андре Дерен, Фернан Леже, Жорж Брак, Огюст Роден, Эмиль Бурден, аристид Майоль, константин Менье, Джемс Энсор, Винсент Ван Гог.