Статьи и диалоги

2018
На протяжении 40 лет Иосиф Бакштейн играет одну из главных ролей в развитии и критическом осмыслении художественных процессов советского и постсоветского пространства. Писать об искусстве он начал в 1970-е — под влиянием Александра Меламида, после школы, в которой они вместе учились, поступившего в Строгановское училище. Их общение длилось вплоть до эмиграции Меламида в США. В 1973 году произошло знакомство с Ильей Кабаковым, многочисленные беседы с которым дали почву для дальнейшей критической деятельности Бакштейна. Возможность же полноценной кураторской работы возникла позднее: дебютные проекты Бакштейна-куратора датируются 1987–1988 годом (первые выставки «Клуба авангардистов»).
Если в «неофициальные» времена все самое интересное происходило на квартирах или вне города, на пленэре, то в условиях перестройки, выйдя на поверхность, искусство приняло еще более причудливые формы. «…Стало можно делать выставки, но не было помещений для того, чтобы их делать», — вспоминает Бакштейн. Так, в 1988 году он устроил акцию московских концептуалистов в Сандунах, где снимался и один из видеоклипов «Среднерусской возвышенности». А в 1992-м при содействии Галины Старовойтовой вывесил работы Кабакова, Чуйкова, Елагиной, Пивоварова в коридорах Бутырской тюрьмы. Конец 1980-х — начало 1990-х — это также первые зарубежные проекты, осуществленные по инициативе Бакштейна: «ИсKunstво» в Западном Берлине (1988) и Стокгольме (1990); «Между весной и летом» в ряде американских галерей (1990–1991); «Музей МАНИ. 40 московских художников во Франкфурте-на-Майне» (1991). Именно этому периоду посвящен основной корпус текстов.
Всего же в сборник, составленный выпускницей ИПСИ Александрой Шестаковой, вошло 37 статей и интервью с 1979 по 2011 год. Дополняет издание — и делает его уникальным — обширный фотоматериал, документирующий легендарные выставки, а также деятельность Иосифа Бакштейна в роли комиссара Московской биеннале и бессменного директора-основателя Института проблем современного искусства.

Автор: Бакштейн И.