Осенний аукцион современного искусства в Самаре
Аукцион состоит 14 октября 2021
Осенний аукцион современного искусства в Самаре
Галерея «Виктория», Российский аукционный дом и журнал «Глянец», при информационной поддержке «Эхо Москвы» приглашает Вас стать участником Осеннего аукциона современного искусства в Самаре.

Произведения самарских художников известны далеко
за пределами города. Их можно увидеть в коллекции Третьяковской галереи, на биеннале в Венеции, в Московском музее современного искусства, в музее Эрарта в Санкт-Петербурге или на международной ярмарке в Майями. Самарские художники неоднократно становились номинантами и лауреатами престижной государственной премии «Инновация», а стрит-арт объекты Андрея Сяйлева комментирует Бэнкси.

Осенний аукцион призван познакомить с важными именами самарского современного искусства, озвучить экспертную оценку мастерам нового искусства, создать почву для развития коллекционирования.

Всего на аукционе будет представлено 19 лотов. Среди художников-участников как выпускники московских арт-школ Виолетта Гришина и Алексей Журавлев, так и известные мастера современного искусства в Самаре Неля Коржова и Оксана Стогова, классик фотографии Сергей Осьмачкин, самый актуальный самарских художник Андрей Сяйлев и звезда абстрактной живописи Надя Ковба.
Аукцион состоялся 14 октября 2021.

1. Дина Богусонова
Волжские дали


2006
холст, масло. 110х120

Эстимейт: 65 000 руб.


Дина Богусонова – художница, эмальер, выпускница Самарского художественного училища, постоянная участница проектов музея «Эрарта» (Санкт-Петербург), в том числе в Лондоне, Нью-Йорке, Гонконге.

Основными сюжетами ее живописи являются пейзажи и цветы, образующие потоки, соединяющиеся в текучие структуры. Ей свойственна легкость, воздушность, прозрачность красок, активная роль широкого мазка, который создает стихийное движение в картине.

Ранняя работа «Волжские дали» изображает спокойный осенний день на волжских протоках. Изящно переданы глубина неба, прозрачность осеннего воздуха. В картине почти нет движения, и главным персонажем оказываются сами краски, жесты кистью, потеки, создающие особый лиризм этого произведения.

2. Михаил Горелов
Без названия


2021
печать на ткани, сатен, поролон. 112х142

Эстимейт: 12 000 руб.


Михаил Горелов – художник, активно выставляющийся в Самаре, последние его персональные выставки проходили в галерее «Формограмма» (2020) и «Victoria Underground» (2021).

Горелов работает с образами массовой культуры: современной анимации, тату, комиксов и компьютерных игр, – имитируя ее персонажей, создавая собственную гик-вселенную, в том числе работая с технологиями виртуальной реальности. Желание работать с объемами привело художника к созданию серии персонажей-«подушек».

Представленная работа демонстрировалась на выставке «Странные агенты» (2021) и представляет собой золотое облако-покровителя, одновременно гротескное и способное стать вашим оберегом.



3. Виолетта Гришина
Облачное хранилище


2021
холст, масло, акриловый маркер. 140х140

Эстимейт: 55 000 руб.


Виолетта Гришина – художница, выпускница школы современного искусства «Среда обучения», участник выставок на «Винзаводе», галерее XL, площадке CUBE в отеле The Ritz-Carlton (Москва).

В своих работах она соединяет любовь к классической живописи с новыми исканиями на границе между живописью и коллажем, размышляет о природе живописного образа, подвергая его деконструкции.

В «Облачном хранилище» пейзаж составляется из отдельных самостоятельных мазков, а облака повторяют форму пятен на рабочей палитре художницы. Название картины отсылает к вопросам памяти, недолговечности образов и тому, как они воссоздаются и хранятся на материальных носителях, одним из которых является живопись.

4. Олег Елагин
Из серии «Вглубь цифровой ночи»


2019
уголь, пастель, масляный маркер, бумага. 100х70

Эстимейт: 28 000 руб.


Олег Елагин — медиа-художник, видео-артист, музыкант, участник выставок во многих городах России и мир, включая Москву, Владивосток, Нью-Йорк, Сан-Паулу и Барселону, стипендиат художественной резиденции Vyksa Air, номинант премии им. Сергея Курёхина. В Самаре его персональные выставки проходили в «Арт-центре», Самарском художественном музее.

Елагин создает звуковые и визуальные объекты на грани цифровой и материальной реальности: музыка, извлекаемая световым лучом из кристаллов, работа со стоковыми видео, цифровыми сбоями в фотографиях.

Серия «Глубокая цифровая ночь» была показана на персональной выставке художника в Самарском художественном музее (2019), где он так рассказывал о процессе ее создания: «Я нахожу в городе самое темное место, например, заброшенный парк. Там делаю снимки, на которых ничего не видно, и потом, при помощи различных графических алгоритмов, получается некий цифровой эскиз, который я впоследствии дорабатываю вручную на планшете, а уже потом перевожу на бумагу углем и пастелью».

Эта и другие работы художника из этой серии токенизированы, и их также можно приобрести в NFT, однако, именно оригинальная версия сохраняет парадоксальное «зависание» между цифровым источником и ручным исполнением.



5. Александр Зайцев
Без названия. Из серии «Форма массы»


2019
печать на холсте, аэрозоль, акрил. 85х70

Эстимейт: 45 000 руб.


Александр Зайцев — художник, окончил Самарский государственный архитектурный университет, резидент фонда В.Смирнова и К.Сорокина, а также арт-центра «Заря», участник параллельный программ II-й Московской международной молодежной биеннале и 5-й Уральской международной индустриальной биеннале.

В последние годы темой художника являются ошибки компьютерных программ, зависания, визуальное пространство интернета. Ему принадлежит серия абстракций «Случаи», в которых он фиксировал ошибки компьютерных программ, стикеры-эмодзи, которые становятся частью его инсталляций, и серия «непрогруженных» фотографий из инстаграмма, из которых он создает живописные полуабстрактные холсты, с угадываемыми силуэтами. Представленная работа из серии «Форма массы» демонстрировалась в Самаре на выставке «Нежные касания цифровых тел» (2019).

Перед нами неразличимая сцена, в которой мерещатся человеческие фигуры, деревья, свечи. Картинка не прогрузилась, мы замечаем кружок, загрузки фотографии в инстаграме. Глядя на эту картину, мы как зрители находимся в неудовлетворенном ожидании. Именно этого беспокойного ощущения от нас и добивается художник, чья стратегия заключается в том, чтобы искусство создавало состояния, а не образы.

6. Дарья Емельянова
Без названия


2019
холст, масло. 126х114

Эстимейт: 100 000 руб.


Дарья Емельянова – художница, искусствовед, окончила Самарское художественное училище и Академию художеств им. И.Е.Репина, участница IX Ширяевской биеннале.

Живопись Дарьи Емельяновой соединяет аристократичность линий, орнаментальность и изысканность цветов. Значительное место в её творчестве занимают растительные образы: густые тропические сады и даже домашние заросли на подоконнике, создают впечатление путешествия в первобытный, доисторический рай.

Работа 2019 года представляет собой знакомый для художницы растительный орнамент тропических растений, прорезанный иллюминаторами речного теплохода, курсирующего в Ширяево. Иллюминаторы становятся окнами из мира тропических грёз, в такую же убаюкивающую реальность Волги.



7. Алексей Журавлев
Лебедь


2021
оцинкованная сталь, эмаль. 70х80

Эстимейт: 17 000 руб.


Алексей Журавлев – художник, окончил Самарское художественное училище, «Свободные мастерские» при Московском музее современного искусства, победитель конкурса «Взлёт» на ВДНХ, резидент мастерских «Винзавода».

Журавлев работает с различными медиа от живописи до видео и скульптур из пенопласта. Его интересует мистическая сторона повседневных предметов и образов, которые он наделяет самостоятельным голосом. Его взгляд на окружающий мир – взгляд ребенка, всё оживляющий и немного опасающийся всех предметов.

Лебедь – герой сказок и рыцарских легенд, где он символизирует заколдованного человека, пограничное состояние между реальным и потусторонним. Контур птицы здесь выполнен нарочито заостренно, агрессивно, но не лишен изящества, и присущей этой птице гордости. В то же время фигура напоминает маску с прорезями для глаз. Темные оттенки синего и фиолетового создают образ футуристического лебедя из фантастического спиритуалистского мира.

8. Дмитрий Кадынцев
Без названия


2020
холст, масло. 80х60

Эстимейт: 32 000 руб.


Дмитрий Кадынцев – художник, окончил Самарское художественное училище, бывший участник стрит-группировки «ЧЖНС» (2006-2013), в этом году стал резидентом Фонда В.Смирнова и К.Сорокина.

Работы Кадынцева часто посвящены городу, в пейзажи которого он смело вносит абстрактные мазки, создавая эффект зрения «сквозь» красочные пятна. Его палитра чрезвычайно нежная: розовый, сиреневый, фисташковый, - что делает его живопись одновременно современной и медитативной. Художник признается, что не хотел бы делать «броскую» картину, но хотел бы создать изображение, глядя на которое зритель ловил себя на мысли, что смотрит «куда-то».

В этом городском пейзаже фотографическая документальность и техническое мастерство гиперреализма соединяется с цветовой игрой, оживляющим и присваивающим живописным жестом.



9. Надя Ковба
Оригами


2015
холст, масло. 140х100

Эстимейт: 150 000 руб.


Надя Ковба – художница, член Союза художников России, участник выставок во многих городах мира от Венеции до Майами. Работами Нади также оформлен интерьер отеля Lotte Hotel Samara.

Ковба известна как художник-абстракционист, чьи работы призваны воздействовать на внутренние вибрации человека. Ее последний большой проект, в котором живопись соединялась с музыкой, «8 комнат», не оставил равнодушных в Самаре и уже стартовал в московском арт-пространстве «Флакон».

На аукционе представлена редкая для художницы фигуративная работа «Оригами», созданная Надей Ковбой в Тайланде, и в которой свойственная художнице экспрессия сочетается с виртуозным созданием образа восточного старца. Уникальность работы еще и в том, что, хотя художница известна своей работой с цветом, портрет написан только черным и белым. Единственный цветной элемент – аппликация оригами из тайской газеты.

10. Неля Коржова
Объятия (по фильму М.Антониони
«Красная пустыня»)


2011
холст, масло, темпера. 60х80

Эстимейт: 150 000 руб.


Неля Коржова – художник, куратор, окончила Пензенское художественное училище, вместе с мужем, Романом Коржовым, является сооснователем Ширяевской международной биеннале современного искусства, участник многочисленных выставок в России и Европе.

Серия «Фильм», к которой относятся «Объятия», впервые была показана в 2010 году на персональной выставке Нели и Романа Коржовых в эстонском городе Пярну, а в последний раз – на их персональной выставке в 2019 году «Под взглядом другого» в Самарском художественном музее, куратор В.Мизиано. Основу серии составляют кадры из фильма классика итальянского неореализма Микеланджело Антониони «Красная пустыня», рассказывающего об одиночестве человека в современному ему индустриальном мире. Художница ведет диалог с кинематографом как феноменом «чистого видения», и работает с темой «экранов»: черные полосы внизу и вверху картины имитируют экран компьютера, адаптирующего широкоформатное кино под размер монитора. Являясь «входом в картину», эти «побочные» элементы подчеркивают условность сцены, ее «киношность», но воображение кинозрителя невольно домысливает весь мир вокруг героев, не обращая внимания на границы экрана. В то же время в сцене объятий художницу интересует искренность момента как таковая. Неля Коржова исследует в своей работе феномен довоображения, и то, как кино и живопись соотносятся с сознанием зрителя, а формальные признаки медиа с его эмоциональным содержанием.

В.Мизиано: «Художественные решения Нели Коржовой отличает интерпретация картины как оптической среды, где решается судьба новой чувственности зрения».



11. Дмитрий Осинников
Ко мне


2021
холст, масло. 170х170

Эстимейт: 90 000 руб.


Дмитрий Осинников – художник, учился в художественном факультете Самарского педагогического университета.

Осинникова выделяет редкая для самарской школы гиперреалистическая манера письма. Его многократно увеличенные изображения фарфоровых скульптур поражают качеством исполнения. Завораживающая игра бликов и светотени сообщает его произведениям роскошь и откровенность глянца.

В работе «Ко мне» соединяются гипертрофированная открыточность поп-арта, интимность личных историй художника, связанных с изображенной скульптурой, и исторический контекст, в котором афганская борзая становится символом отношений Востока и Запада.

12. Сергей Осьмачкин
Мона Лиза. Из цикла «Розовый дым»


1993
серебряно-желатиновый отпечаток, 3/5. 41х51

Эстимейт: 28 000 руб.


Сергей Осьмачкин – фотограф, пионер стрит-фотографии в Самаре, сооснователь и активный участник фотоклубов «Самара» и «Fixxer». Многие из его снимков находятся в публичных собраниях России, США, Германии и Франции. Последняя его выставка прошла в сентябре этого года в Музейно-выставочном центре РОСФОТО (Санкт-Петербург).

Философ Виталий Лехциер писал о нем: «Он мыслит зрением там, где мы привыкли видеть умом». Свет и тень, блеск и матовость, форма и дымка в его работах становятся самостоятельными героями, ведущими между собой таинственный разговор.

Серия из 38 натюрмортов «Розовый дым» родилась как отклик на хлынувший в начале 1990-х поток гламура. Это своего рода игра с формой, женскими образами в парадоксальных сочетаниях с различными простейшими предметами, цитатами из классики, вырезками из журналов. Цикл «Розовый дым» невольно стал выражением открывшийся в полной мере российскому читателю и зрителю только в конце ХХ века постмодерна. Отсюда ирония, граничащая с гротеском, и аллюзии на классику, обращение к легенде европейского искусства – образу Джоконды. Автор снимал все натюрморты в студии, выверяя каждый миллиметр композиции. Многочисленные дубли подвергались жесткому отбору. Серия создавалась в течение трех лет. Для всех натюрмортов из «Розового дыма» характерна предельно аккуратная печать, которую автор сделал своим художественным приемом, при котором филигранная выверенность каждой точки будто подчеркивает несовершенство действительности, простоту и обыденность изображенных предметов.



13. Ирина Севостьянова
Без названия


2021
фанера, ткань, перманганат калия,
журнальные вырезки, акрил, карандаш.

Эстимейт: 15 000 руб.


Ирина Севостьянова — художник, коллажист, участник международного объединения коллажистов «Режь да клей», участница выставок во многих городах России и Европы.

Севостьянову интересует коллаж как универсальная форма взаимодействия с миром: в комбинировании различных материалов для нее соединяются ритуал, гадание, игра и создание новых смыслов, скрытых, пока исходный материал цел, и раскрывающихся, когда он разрезан и смешан с другими компонентами. В последние годы художница уходит от классического коллажа в сторону работы с фактурным материалом основы, и внося в работы живописные и графические элементы.

Представленная работа демонстрировалась на персональной выставке художницы «Пережить самого себя» (2021) в Тольяттинском художественном музее. Фрагменты мужского портрета из европейского журнала 1960-х и контуры нанесенные марганцовкой, создают очертания странной сюрреалистической фигуры. Сама основа работы — старая ткань с бахромой, создает впечатление живого подвижного организма, дымчатого существа, явившегося из воздуха.

14. Дмитрий Сидоров
Час перед вечностью


2021
холст, масло. 90х85

Эстимейт: 25 000 руб.


Дмитрий Сидоров – художник, ставший звездой молодежного аукциона в июне, когда продал две свои работы в три раза дороже начальной цены. Один из самых перспективных молодых авторов.

Яркие современные цвета, вызывающие экстравагантные сюжеты, все это не оставляет зрителя равнодушным. Манера художника вызывает ассоциации с лейпцигской живописной школой, в которой соединяются соцреалистическая фигуративность и поп-артовское стремление вырвать предмет из привычного контекста, превратив его в динамическое цветовое пятно.

«Час перед вечностью» изображает сцену в кафе и падающий автомобиль, где пейзаж и ярко-желтые столы становятся основой коллажной абстракции. Зрительское место за одним из столов выглядит сюрреалистической западней: соседние стулья пусты, единственный сосед сидит к нам спиной. Диалог не возможен, и единственное, что нам остается делать – любоваться автокатастрофой в исполнении пустого автомобиля. Гибель символа консюмеризма становится шоу, на котором никого нет. Эта метафорическая картина притягивает взгляд и побуждает к размышлениям об иллюзорности образов, которые дает нам реклама и масс-медиа.



15. Оксана Стогова
VIII. Форт. Из серии «Плагиат»


2009
холст, масло. 95х140

Эстимейт: 100 000 руб.


Оксана Стогова – художница, окончила Куйбышевское художественное училище, основатель школы современного искусства Quadro, участник многочисленных выставок в России и Европе.

Большую роль в ее работах играет алеаторика: принцип создания работ, основанный на случайности и заимствовании образов из хаоса реального мира. Сфера интересов Стоговой – сфера абстрактного, язык цветов, форм и фактур, рассеянный в повседневности: географические карты, фахверк, линии маршрутов, контуры одежды, упавшей на пол и т.д.

Серия «Плагиат», к которой относится представленная работа, демонстрировалась на выставке в рамках Московской международной биеннале современного искусства.
В основе изображения лежат рисунки детей, Васи Родина и Ани Подкопаевой. Песочная фактура холста и наивные изображения отсылают к пещерным истокам творчества, а метод копирования и масштабирования поднимает проблему циркулирования образов в современном мире.

Несколько полотен из этой серии и детских рисунков-первоисточников находятся в коллекции Самарского художественного музея.

16. 2085 + Андрей Сяйлев
Общее решение


2021
холст, акрил, УФ-печать. 70х100

Эстимейт: 30 000 руб.


Андрей Сяйлев – художник, стрит-артист, окончил Самарское художественное училище и художественный факультет Самарского педагогического университета, участник многих выставок в России и Европе, резидент фонда В.Смирнова и К.Сорокина, чьи работы находятся в том числе в коллекции Государственной Третьяковской галереи и Московского Мультимедиа Арт Музея.

Сяйлев – автор многих санкционированных и несанкционированных уличных объектов. Его работы часто связаны с историей города и места, в котором они находятся. Для проектов в рамках различных фестивалей он привлекает волонтеров, работает с местными жителями. Его работы обладают яркой визуальностью и остроумной концепцией.

В рамках Волгафеста-2021 художник устроил голосование на определение «самарского» цвета, назвав акцию «Общее решение». Каждый цвет символизировал одну из узнаваемых реалий волжской жизни: закат, песок, загар, вода, пиво и др. В голосовании приняло участие 2085 жителей Самары, отдавших голос за один из 20 цветов. Получившуюся диаграмму гости фестиваля нарисовали на стене ГРЭС, что сделало проект по-настоящему народным.

Для аукциона Андрей Сяйлев предоставил авторское повторение диаграммы «Общего решения», с внесенными в нее пейзажными элементами, подобными финальной росписи на стене ГРЭС. Поскольку проект, частью которого стала эта работа, является произведением коллективного творчества, выручку за ее продажу художник отдаст в фонд фестиваля «Том Сойер Фест».

Ссылка на проект «Общее решение»: artreshenie.ru



17. Александр Филимонов
Русь, куда ж несешься ты


2021
плитка, фанера. 60х60

Эстимейт: 55 000 руб.


Александр Филимонов – художник, архитектор, окончил Самарскую архитектурно-строительную академию, лауреат различных архитектурных конкурсов в России и зарубежом, участник выставок в Москве, Санкт-Петербурге, Нижнем Новогороде, Перми.

Виртуозно работая с самыми различными материалами: деревом, гипсом, пенопластом, землей, прожогами на бумаге, и др., - Филимонов создает объекты, иронично обыгрывающие современные фетиши и архетипы прошлого. Ему также свойственна остроумная работа с текстами и лозунгами. Одна из важнейших тем художника – самобытность русской жизни, российской ментальности, выражающаяся в предметах быта, условиях жизни, формах социальной жизни.

В 2015 году в галерее «Виктория» прошла большая персональная выставка «На холмах и в ямах», представившая некое фантастическое исследование старых советских дворов учеными будущего.

Название работы «Русь, куда ж несешся ты» цитирует знаменитые строки «Мертвых душ» Н.Гоголя. Изображение уже ставшего мемом пакета «Русь» выполнено в технике плиточной мозаики, столь популярной в перестроечное время, и отсылает к культовой сцене с летающим целлофановым пакетом из фильма «Красота по-американски». Остроумное сплетение столь различных мотивов порождает новое философски-печальное размышление о России, ее идентичности и непредсказуемости поворотов в ее истории.

18. Арт-группа «ЧЖНС»
Без названия


2012
флазелин, акрил, аэрозоль. 102х101

Эстимейт: 30 000 руб.


Арт-группа ЧЖНС — группа художников и стрит-артистов, выпускников Самарского художественного училища, в которую с 2006 по 2013 года входили Андрей Дериглазов, Валентин Зимин и Дмитрий Кадынцев. В разные годы они выставлялись на площадках галереи «Арт-холл», арт-центра «Арт-пропаганда» и других. В 2013 году состоялась их большая ретроспектива в пространстве «Арт-центра», после которой их основной состав распался.

Представленная на аукционе работа — свидетельство важного этапа становления стрит-арта в Самаре. Свободная манера письма, комбинированная техника, живописные слои — результат коллективного творчества, и перенесение на холст анархистской уличной манеры творчества. В то же время нежный, лиричный образ фигуры, едущей на ослике, отсылает к христианскому сюжету бегства семьи новорожденного Иисуса в Египет. Вдали узнаются очертания античного строения, скрывающегося за контурами пейзажа, напоминающего Жигулевские горы. Этот лиризм, деликатность в компоновке сцены делает творчество уличной группировки узнаваемым и ставит ее наследие особняком среди других художников, пытающихся соединить станковую живопись и уличный стиль письма.



19. Михаил Шульпин
Колесо обозрения. Ноябрь


2020
холст, масло. 130х170

Эстимейт: 85 000 руб.


Михаил Шульпин — художник, окончил Куйбышевское художественное училище, участник выставок в России и Европе.

Городским пейзажам Шульпина свойственны необычайно нежная цветовая палитра, широкий мазок и мягкие очертания. У него медленный, вдумчивый взгляд живописца, изучающего и стремящегося передать прежде всего среду, а не предметы. Известны его венецианские пейзажи, но особая живописность заключена в неброских, лирических картинах обычного города, к которым относится «Колесо обозрения. Ноябрь».

Представленная работа демонстрировалась на персональной выставке художника «Дыхание города» в Самарском художественном музее (2019). Перламутровый серый сумеречного пасмурного воздуха и огни фонарей в городском парке, еле уловимые нити колеса обозрения — весь сюжет картины. Главным объектом здесь становится масса влажного вечернего воздуха. А почти монохромная палитра с тонкими нюансами, напоминает живописные «Ноктюрны» Уистлера.