О цикле
Цикл лекций «По понятиям» посвящен сюжетам из истории современной эстетической мысли, в которых встречи творца и мыслителя, художника и философа, произведения и его замысла принимают форму противоречия, конфликта или состязания.

Какие подводные течения сопровождают общеупотребимый лексикон разговоров об искусстве? Почему некоторые понятия списаны в архив? Есть ли у современной философии искусства универсальная терминология или остались только различные теоретические диалекты?

Отталкиваясь от анализа таких понятий как «идея», «прекрасное», «образ», «материал», «гармония» и других, на лекциях будут предложен путеводитель по терминологическим тупикам современной мысли об искусстве.
Лектор
Олег Горяинов — исследователь теории и истории кино, политической и эстетической теории. Старший научный сотрудник Музея Э.А. Рязанова; автор книги «Право имеющий. К критике политической теологии» (Транслит, 2018). Публиковался в изданиях «ТрансЛит», "Логос", "Versus", "Новое литературное обозрение", "Stasis".

13 декабря 19:00
Встреча IV. Мечты об «Абсолюте»: какое искусство объемлет всё?

«Может ли искусство говорить на универсальном языке? По силам ли художникам преодолеть границы медиума, с которым они работают? Чем питается мечта о всеобъемлющем искусстве, вбирающем в себя все возможные художественные практики? Эти вопросы неотступно преследуют философский дискурс об искусстве Модерна. Идея «абсолютного искусства» стала призраком, которого не удается ни прогнать, ни приручить: он всегда является в самый неподходящий момент и принимает угрожающие формы.

На четвертой встрече лектория «По понятиям» разбираемся с тем, как понимать абсолют в искусстве, ищем ответ на вопрос, как распределяются роли между словом, музыкой и образом и выясняем, чем столь важен конфликт Бодлера и Вагнера. Опираясь на работы Филиппа Лаку-Лабарта, Марка Бондса, Мориса Бланшо, вездесущего Гегеля и других пойдем в том направлении, куда приводят мечты об «Абсолюте» в искусстве.

Вход: 200 рублей
Адрес: Временный офис Виктории, Степана Разина, 150 (цокольный этаж, вход со двора).

29 ноября 19:00
Встреча III. «Прекрасное» и его враги: почему красота вышла из моды?

Лик Модерна не всегда прекрасен. Последним полутора столетиям свойственны дисгармония, аффекты шока, опыт бесформенности или хаотичность форм. Современность рассорилась с красотой. Одним локальным, но важным симптомом этих тенденций является своеобразие рецепции третьей Критики Канта: исследователи и читатели заворожены проблематикой возвышенного, тогда как аналитика прекрасного кажется чем-то устаревшим и скучным. По словам Алена Бадью, наш «век» определяется «страстью к реальному», а эта страсть не располагает к гармоничным отношениям с красотой.

На третьей лекции лектория «По понятиям» при помощи Иммануила Канта, Теодора Адорно, Стивена Шавиро и других обратимся к вопросу, что случилось с опытом «прекрасного» в наше время. В частности, проследим, к чему привел кантовский поворот в эстетике, определим, кто главные враги красоты, и зададимся вопросом, почему прекрасное, дискредитировав себя, не ушло с художественной сцены и скрывается под маской искаженных форм.

Вход: 200 рублей
Адрес: Временный офис Виктории, Степана Разина, 150 (цокольный этаж, вход со двора).

18 октября 19:00
Встреча II. Непригодный «материал»: как выбрать, из чего творить?

«Материал» – обязательный элемент любого акта творения. Своеобразие чувственного начала произведения искусства неразрывно связано с тем, из чего оно сделано. Однако, несмотря на важность «материала», часто ему отводится лишь функциональное значение. Чем отличается подход к «материалу» классической философии искусства от современной? Может ли такой «материал» как слова, формы, объекты устареть? Является ли «материал» всегда материальным и как он соотносится с материей? Способна ли природа быть «материалом» для искусства?

В поисках ответа на эти вопросы, на второй встрече поговорим о том, какие ошибки в определении «материала» Теодор Адорно нашел у Гегеля, что Шеллинг называл необходимым «материалом» всякого искусства, как Франсис Понж подготовил «материал» для объектно-ориентированной философии искусства и попытаемся найти критерий, позволяющий отличить подходящий «материал» от непригодного.

Вход: 200 рублей
Адрес: Временный офис Виктории, Степана Разина, 150 (цокольный этаж, вход со двора).

27 сентября 19:00
Встреча I. «Идея» в безыдейное время: к реабилитации понятия, которое стесняет художника

Представляем новый авторский курс философа и критика Олега Горяинова, который будет посвящен философии искусства.
Что такое «идея» в искусстве? Наивность вопроса и кажущаяся очевидность ответа на него мешают прислушаться к одному из самых загадочных сюжетов в философии искусства. «Идея» – странный элемент, о который художественная мысль и практика спотыкаются, как минимум, начиная с Платона. Подчинено ли художественное творение «идее»? Есть ли противоречие между свободой художника и «идеей» произведения искусства? Как менялось представление об «идее» на протяжении веков? Чем «идея» творения отличается от его «понятия»? Наконец, кто из современных философов сохраняет верность «идее» и почему?

На первой встрече цикла «Основные понятия философии искусства» Георг Гегель, Дьёрдь Лукач, Эрвин Панофски, Джорджо Агамбен и другие выступят в роли помощников по прохождению лабиринта, где обитают «идеи», их критики и те, кто заблудился.

Вход: 200 рублей
Адрес: Временный офис Виктории, Степана Разина, 150 (цокольный этаж, вход со двора).