Современность горяча. Такими же стремятся быть художественные сообщества, активно реагирующие на последние события, анализируя, критикуя, прогнозируя новую этическую и политическую картину мира. Но сегодняшний день предлагает нам множество других способов говорить о реальности.
В эпоху цифровой реальности, мы можем представить себе разговор о настоящем на альтернативных языках, никак не соприкасающимся с нашей повседневностью, без маркеров, без этики, и даже без человека. Обычно это искусство принято ассоциировать с философией Бруно Латура и Грэма Хармана, идеями пост-человеческого, выявляя «темную» эстетику, и вписывая ее в экологические тренды.
Но можно посмотреть шире, и увидеть в этом новом витке «чистого» искусства его извечное сопротивление современности, его стремление обособиться, утвердить свой суверенитет по отношению к «vita brevis» (быстротечной жизни).
При этом парадоксальным образом, культ ручного ремесленного труда сочетается у новых художников со стремлением овладеть новейшими технологиями. Но и в изысканной графике и в компьютерных технологиях для художников принципиальным остается процесс труда и создания «прекрасной вещи».
Самоценная вещь, предмет роскоши, не нуждающийся в объяснениях и оправданиях, становится феноменом, который постичь можно только чувственно, будто требующий у нашего сознания пространства для ненужного. И это-то пространство станет призмой для созерцания мира.
Мы видим, как линия концептуализации искусства, которую начал своими реди-мейдами Марсель Дюшан, вдруг начинает переплетаться с возрожденной эстетизирующей, маньеристской линией искусства нового символизма. В России впервые за долгое время сформировалось убедительное интернациональное искусство, не наследующее традициям московского концептуализма и уходящее от авангардистских практик.
Но в своем противопоставлении повседневности, эти произведения оказываются тем, от чего отрешались: демонстрацией политической позиции, манифестом и провокацией.
Ядром выставки является стихотворение Шарля Бодлера «Приглашение к путешествию»,
своеобразного манифеста эскапизма, которое стало знаковым для сторонников «чистого искусства». Написанное в переломный для Франции период Второй империи, оно знаменует другой путь авангарда: вместо деконструкции (живописных и/или политических систем) — к созданию альтернативных реальностей. Строчка из этого стихотворения «Роскошь, покой и наслаждение» позже стала названием программной картины Анри Матисса (1904).