Цикл ридинг-групп и лекций
«Философия новой эпохи»
Цикл ридинг-групп
и лекций «Философия новой эпохи»
О проекте
Галерея Виктория запускает новый образовательный цикл «Философия новой эпохи» с Олегом Горяиновым

«Что-то существенное произошло в середине XIX века» – это утверждение легко соотнести с историей искусств. Поэзия Бодлера, проза Флобера, живопись Мане, музыка Вагнера – примеры радикального преобразования эстетического опыта можно приводить до бесконечности. Но что произошло (и произошло ли) в этот и последующий период с философией?

Лекторий/ридинг-группа «Философия новой эпохи» будет посвящен фигурам, чья мысль предопределила и была предопределена трансформациями Модерна.

Что случилось с философией, которая столкнулась с кризисом собственной идентичности? Как произошел распад некогда единого здания Философии на множество философий? Как сочетать новое и изменчивое (в) философии с «вневременными истинами», поиском которых традиционно занимались мыслители?

Разбирая тексты известных и позабытых философов «новой эпохи» в рамках курса будет предложен прерывистый маршрут, координаты которого призваны помочь лучше ориентироваться в текущем философском процессе.

1 октября 17-00
IX. Жак Рансьер и возвращение демократической чувственности


Слово «демократия» пообтесалось в таком количество ртов, что давно уже представляет собой даже не ругательство, а высочайший образец пустословия. Требование «демократизации» не только в политике, но и в искусстве – один из смертных грехов современной эпохи, судорожно цепляющейся за различия, иерархии, властные инстанции. Возможно ли вернуть этому слову смысл – как теоретический, так и практический?

Жак Рансьер – «одинокий волк» в пространстве французской философии последних десятилетий – на протяжении более чем полувека ведет непримиримую борьбу со всеми формами антидемократического мышления, поведения, чувственности.
На очередной встрече семинара/ридинг-группы «Философия новой эпохи» речь пойдет о базовых понятиях мысли Рансьера. Особое внимание будет уделено ценности несогласия – категории, необходимой для понимания вопросов не только политики, но и эстетики.

К совместному прочтению и разбору будут предложены несколько фрагментов из его главного труда Рансьера «Несогласие. Политика и философия» (1995), работы, после которой покой политической философии был безвозвратно нарушен.

Вход 100 рублей

14 мая 17-00
VIII. Куда приводит ничто?
Морис Бланшо и призраки Гегеля


Морис Бланшо – одна и самых загадочных фигур на карте философии ХХ века. Не будучи академическим философом, а писателем, эссеистом и литературным критиком, Бланшо удалось оказать фундаментальное влияние на ключевых послевоенных французских мыслителей. Близкий друг Жоржа Батая и Эммануэля Левинаса, кумир Мишеля Фуко и Жака Деррида, последовательный оппонент Жан-Поля Сартра… Однако все эти имена лишь отбрасывают тени на и без того тёмного мыслителя, чьи работы порой игнорируются в силу их предельной герметичности.

На очередной встрече лектория «Философия новой эпохи» Морис Бланшо будет представлен как философ, чья эволюция взглядов оказалась во многом предопределена событием Второй мировой войны. В отличие от Сартра, для которого военный опыт послужил перерождения в ангажированного мыслителя, Бланшо выбрал противоположную стратегию, попытавшись растворить свою личность в пространстве письма. К чему это привело, и какую роль здесь сыграл Гегель – об этом и пойдет речь на встрече, а к разбору будут предложены несколько страниц его программной работы «Литература и право на смерть» (1948).

Вход 100 рублей

16 апреля 17-00
VII. Куда делся человек? Ответ Жан-Поля Сартра


Вряд ли с именем Жан-Поля Сартра в современной философии связывают большие надежды. Этот экзистенциалист-гуманист совсем не вписывается в ландшафт модных теорий, где на первый план выходят нечеловеческие акторы, новые технологии и множественные субъективности-сборки. Бывший когда-то ведущим западным интеллектуалом Сартр быстро обрел статус скучного классика, пыль на книгах которого копится уже не первый год. Но насколько справедлив подобный образ?

На очередной встрече лектория с Олегом Горяиновым мысль Сартра будет представлена не только как важная веха из истории философии прошлого столетия, но как актуальный ресурс, позволяющий лучше понять катастрофизм дня сегодняшнего. К совместному разбору будут предложены несколько страниц из его программной работы «Проблемы метода» (1957), прочтение которых позволит лучше понять: почему слово «человек» оказалось дискредитировано в умах столь многих людей и к чему это приводит.

Вход 100 рублей

26 марта 17-00
Встреча VI. Тезисы «О понятии истории» Вальтера Беньямина


Вальтер Беньямин хорошо известен как теоретик искусства. Его работы по истории фотографии и актуальном значении барочной драмы, его анализ произведений искусства в эпоху технической воспроизводимости и туманные рассуждения об «ауре» и её утрате – всё это давно стало «общим местом» критической теории. Однако начинал свой интеллектуальный маршрут Беньямин как философ, творчество которого воплотило не самый очевидный маршрут – от Канта до Маркса.

На очередной встрече лектория «Философия новой эпохи» речь пойдет о философии истории Беньямина, контуры которой он наметил в одном из последних своих текстов – в тезисах «О понятии истории» (1940). Какие предостережения немецкого философа остались не услышаны и какие интуиции проявили сегодня актуальное значение – разберемся в процессе совместного прочтения этой работы Беньямина.

Вход 100 рублей

19 февраля 17-00
V. «Антиномии буржуазного мышления»: урок практической философии Дьёрдя Лукача


Удалось ли Дьёрдю Лукачу, ученику ведущих философов-неокантианцев, преодолеть буржуазность собственного мышления – попробуем разобраться вместе с Олегом Горяиновым на пятой встрече «Философии новой эпохи». Предметом обсуждения станет самый известный труд Лукача «История и классовое сознание», а для совместного чтения будет предложен фрагмент главы «Антиномии буржуазного мышления». На этих страницах решается ключевой вопрос современной философии: способна ли мысль перейти от созерцательной позиции к практической?

Вход 100 рублей

29 января 17-00
Встреча IV. Нищета величия и блёстки «Чёрных тетрадей»: как Мартин Хайдеггер нанёс ответный удар


Сторонники, противники и даже равнодушные к фигуре Мартина Хайдеггера солидарны в одном – философский ландшафт ХХ века без него не представим. Дальше уже начинаются споры, является ли роль немецкого философа конструктивной или деструктивной? Можно ли считать его современным философом, открывающим новые горизонты мысли, или, напротив, реакционным «мудрецом», испугавшимся модернизации? Реально ли отделить фигуру оригинального философа от фигуры провинциала, симпатизировавшего нацистам? Наконец, возможна ли современная философия, которая не была бы заражена хайдеггерианской мыслью?

Разговоры о Хайдеггере всегда были отяжелены подобными вопросами, но ситуация интенсифицировалась в XXI веке после публикации «Чёрных тетрадей». Нескончаемая череда книг, статей, сборников, призванных защитить или очернить имя немецкого философа, обрушилась на читателя. Что со всем этим делать? А главное, что делать с Хайдеггером и его наследием, ставшим источником одного из главных философских «скандалов» последних лет?

На четвёртой встрече лектория «Философия новой эпохи» речь пойдет о Мартине Хайдеггере не как об архивной фигуре, принадлежащей истории ХХ века, а как о философе «наших» дней. Для этого будет предложено чтение некоторых страниц из «Чёрных тетрадей», что позволит показать: исключительность Хайдеггера – не противоречит его вульгарной типичности.

Вход 100 рублей

11 декабря 17-00
III. Эпоха ἐποχή: Эдмунд Гуссерль и рождение феноменологии


В борьбе за звание самой влиятельной и авторитетной философской школы ХХ века регулярно победителями выходят феноменологи. Однако за кажущимся единством, что скрывается под название «феноменология», в действительности обнаруживаются самые разные, подчас противостоящие друг другу силы. Если и есть общий знаменатель у множества ответвлений этой философской школы, то имя ему Эдмунд Гуссерль. Какую революцию произвел немецкий философ на рубеже XIX-XX столетий, и какие она имеет последствия для современной философии?

На третьей встрече лектория «Философия новой эпохи» будет предложено введение в феноменологический метод Эдмунда Гуссерля. Для этого отправной точкой послужат не только его классические труды, но и к совместному прочтению будет предложено малоизвестное письмо Гуссерля немецкому писателю и драматургу Гуго фон Гофмансталю. Этот неакадемический текст позволит проследить за мыслью философа, которая указывает на свою близость к художественному опыту.

Вход 100 рублей

20 ноября 17:00
II. Витализм и его последствия: ловушка Анри Бергсона


Вместе с философом Олегом Горяиновым предпримем попытку прояснить значение Бергсона для современной философии. Отправной точкой послужат положения его второй крупной работы «Материя и память. Очерк взаимосвязи тела и духа» (1896). Этот трактат предлагает оригинальное решение традиционного философского вопроса – как соотносятся дух и тело? А также страницы именной этой книги послужили отправной точкой для проницательного и важного эссе Квентина Мейясу «Вычитание и сокращение» (2007) о философии Жиля Делёза.

Вход 100 рублей

9 октября 17:00
I. «Тёмная ночь философии»: Фейербах и трудности перевода


Героем первой встречи курса станет Людвиг Фейербах, почти позабытый философ, который концептуально подвел черту между «тогда» и «сейчас». Отголоски этого «сейчас» звучат в текстах самых актуальных философов наших дней, однако не всегда скрытая в этом эхе проблематика очевидна для (по)читателей модных философских течений.

На встрече будет предложен к рассмотрению программный текст Фейербаха «Предварительные тезисы к реформе философии» (1842).

Вход 100 рублей
Лектор
Олег Горяинов