Я надеюсь каждый день. 2020
Эта инсталляция расположилась во дворе Музея Москвы в 2020 году. Этот двор исторически использовался как военный плац, где маршировали солдаты. Я водрузил над ним радугу с мантрой «я надеюсь каждый день». Заменил колонну башней объятий. И втиснул голову в исторические обстоятельства. Ничего не помогло. Голова упала и покатилась. В 2022 году ее нашли и релоцировали в Самару.
Игорь Самолёт
Всё, что мы помним. 2022
В проекте «Всё, что мы помним» художник создает фантастический городской пейзаж далекого катастрофического будущего. В главном зале галереи зритель обнаружит полуразрушенную руину загадочного культового строения, стоящую посреди замусоренного пустыря. Стены здания покрыты документацией изображений из «историй» автора в социальных сетях – кратковременного формата сообщений, в котором контент живет не больше суток. Внутри заброшенной «часовни памяти» мы услышим роботизированный речитатив под звук умирающих планет. Текстом к этой песне послужили письма, обнаруженные внутри «капсул памяти», заложенных в конце ХХ-го века, содержание которых автор собирал в течении последних нескольких лет. В этих записках люди прошлого обращаются к нам настоящим, завидуют нам и фантазируют об утопическом будущем, в котором мы сейчас живем. К этим документам Самолёт добавляет слова своих современников, предложив им представить образ далекого будущего и оставить послание потомкам. Вокруг забытого мемориала зритель обнаружит разнообразный хлам: вещи, брошенные людьми будущего, словно в спешке покинувших планету, цифровой мусор и прочие артефакты культа и быта погибших цивилизаций.
Выбирая ироничную форму пост-апокалиптического фикшена, Игорь Самолёт с необычайной жесткостью указывает нам на состояние сегодняшнего дня. Работая в рамках документального жанра, средствами фиксации интернет-дневника, автор ищет в моментах личной истории признаки общественных изменений. Подвергая анализу коллективное цифровое тело, художник фиксирует момент перехода того, как событие, важное только для личной истории отдельно взятого человека, вдруг становится важным для многих и оказывается лейтмотивом целого поколения.
Алексей Корси
Ветер набирает силу. 2022
Встречать 2022 год мы решили в Дербенте, казалось все позади, ковид отступил и можно строить планы на следующий год.
Вокруг все начало взрываться, мы забыли про шампанское, бой курантов и желания. Мы спасались от петард, которые падали на наши головы и под ноги. Все непривычно громыхало. Здесь такая традиция. Очнулись мы через 10 минут, когда все стихло. Мы посмотрели друг на друга, такого Нового года у нас еще не было. «Как встретишь его, так и проведешь», – пронеслось в голове. «Что-то будет», – подумал я.
Я обязательно хотел кричать и кричать в разных местах. Первое место – это был пляж, на который был выброшен, как кит, советский экраноплан «Лунь». Он был похож на космолёт из забытой цивилизации. Вокруг «Луня» решено было разбить тематический военный парк.
Я кричал и на горе, и в пещере. Мне нравилась идея, потерять во время крика голос. Но я потерял слух.
Странная поездка получилось. Все пошло не так. Как чувствовал.
Игорь Самолёт
Политика ненависти. 2021
«Политика ненависти» – это 19-метровое абстрактное полотно, основой для которого стал дневник из скриншотов, но они теперь не только черно-белые, но еще и руинированные: их поверхность украшают экспрессивные порезы. Искусственный голос декламирует комментарии из Instagram под постами, вызывавшими наиболее острую и агрессивную реакцию за последние месяцы.
Кажется, что эти тексты и есть та физическая сила, которая разрушает уютное пространство личной картинки. Я/Мы (а Самолёт – это мы) можем думать, что существуем в кругу единомышленников, и сам факт общения преодолевает ненависть, но мы не можем всерьез считать свои смартфоны (они же повседневность, они же мозг) зоной автономии от ее политики. «Горе и ненависть объединяют», считает художник, и люди сегодня с помощью заинтересованных в разнообразных отвлечениях властей с убежденностью мотыльков летят на «искусственные точки, в которые собирают национальное сознание». Комментарии, коллективный голос репрессивного аппарата, являются частью общественной жизни в эпоху, обозначаемую Самолётом как «цифровая диктатура». Художник считает, что в ближайшем будущем не будет репрессий старого типа, основанных на применении физической силы, а вместо них введут «поражение в цифровых правах: не сможешь купить билет, ездить в метро». Из городов-миллионников «людей будут выталкивать в неоцифрованные края», уверен Самолёт: «зачем кого-то бить, если можно просто все отключить?». Количество злобных комментариев можно легко представить себе как инструмент цифрового остракизма через понижение индивидуального рейтинга.
Превращение скриншота в абстракцию и внимание к следам прошлого является для Самолёта еще и упражнением в руинировании современности. Дневниковость, характерная для его последних проектов, «будет интересна, если мы придем к цифровой диктатуре», говорит художник. Представить себе будущее, в котором наши (а Самолёт — это мы) скриншоты будут храниться облачным «Мемориалом», довольно просто. Позволим себе предположить, что в этом будущем Самолёту придется вернуться к стрит-фотографии, а зрителям смотреть их, как альбомы Кабакова и Пивоварова в 1970-е, или читать, как «Письма с Понта» Овидия, сосланного аналоговым диктатором Августом из города-стотысячника в малолюдную провинцию империи.
Валентин Дьяконов
Игорь Самолёт родился в 1984 году на севере России. В 2013 закончил Московскую школу фотографии и мультимедиа им. Родченко по направлению «Проектная фотография». В 2013 году выпустил фотокнигу be happy!, которая получила серебрянную медаль конкурса German Photobook Award 2014 и была включена в третий том «Истории фотокниг» под редакцией Мартина Парра. Проекты «Пьяные Признания» и «Завтрак для Артема» вошли в шорт-лист премии «Инновация» в 2018. Участник грантовой программы Музея современного искусства «Гараж» (2018—2019; 2019—2020). В 2019 году Игорь Самолет стал лауреатом престижной премии для молодых художников Credit Suisse и Cosmoscow. В 2019 был показан персональный проект «Энергия ошибки» в Московском Мультимедиа Арт Музее. Участник «FOTO WIEN», «7th Hamburg Photography Triennale 18», «Athens Photo Festival:18», «Circulation(s) 2018. Festival of young European photography», «Plat(t)form 18», «X Московской международной биеннале мода и стиль в фотографии 2017», «Voices Off Festival», «F/STOP 2016 Festival for Photography», «Riga photomonth», «Manifesta 10», «Vienna photo book festival», 6-й Уральской индустриальной биеннале, steirischerherbst'20 и других.